Сибирская кожгалантерея - Гармония моды, качества, цены!
Сибирская кожгалантерея
  Главная О Бренде О компании Каталог Коммерческие предложения Контакты

 

  Фирменный магазин
  Производственная компания
  Оптовая торговля
  Новости
  Советы покупателям
  Гостевая книга
  Обратная связь
  Видео

 

 

 

 

 

 

 
Главная
Времени для укрепления позиций осталось мало

А. И. Курцевич, генеральный директор ЗАО «Сибирская кожгалантерея», председатель Новосибирского регионального отделения Российского межрегионального союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности
На сегодняшний день главной проблемой предприятий является конкуренция. Тяжелая конкурентная борьба, цена победы в которой - благополучие и развитие нашей отрасли. Нам не уйти от борьбы с европейскими, китайскими, юго-восточными производителями и продавцами. И здесь государство не поможет, потому что это дело той компании, которая пытается выстоять, а не дело государства.

Конечно, государство может возродить любого - с помощью налогового и таможенного регулирования. Однако эта помощь будет временной. Тем, кто сумел выстоять после кризиса 1998 года, не следует ждать милости от кого бы то ни было. Надеяться надо только на собственные силы.
Руководители должны уметь объективно оценивать внешние условия, прогнозировать, разрабатывать стратегию, которая может уменьшить или полностью предотвратить возможность угрозы.

В настоящее время мы должны признать следующее:
1. Темп инфляции, а следовательно, ставка банковского процента в России будут выше, чем в странах, где расположено большинство наших конкурентов.
2. Повысилась политическая стабильность в стране.
3. Нормативные акты местных органов власти приведены в соответствие с федеральным законодательством.
4. Идет поэтапная подготовка к вступлению России в ВТО в 2002 году и связанная с этим политика по снижению таможенных барьеров.
5. Доходы населения распределены непропорционально.
6. Постоянно возрастает уровень конкуренции в отрасли и в первую очередь среди отечественных производителей.
7. Произошли серьезные изменения в области социального поведения людей, в частности, в отношении людей к моде.

Эти факторы надо использовать как исходный материал для построения собственных стратегических планов.
Легкая промышленность меняется в лучшую сторону - качество ее продукции заметно повысилось и приблизилось к импортным аналогам. В структуре производства делается упор на детские изделия, бельевой трикотаж, некоторые виды тканей - традиционную продукцию российских легковиков, которая всегда пользовалась спросом. Интенсивно развиваясь, легкая промышленность втягивает в этот процесс и смежные отрасли, прежде всего сырьевые.
Объем производства товаров легкой промышленности в нынешнем году примерно на треть больше, чем год назад. За этот период в среднем наполовину увеличился выпуск всех видов трикотажных изделий и тканей. В швейной промышленности более чем в 1,5 раза возрос выпуск платьев, юбок, брюк, верхних сорочек, в 1,3 раза - костюмов, в 1,2 раза - плащей, растет доля выпуска детских товаров.

Прирост производства в кожевенной, меховой и обувной промышленности в годовой оценке составляет 15%.
Финансовые результаты работы легкой промышленности можно считать удовлетворительными - в первом полугодии 2000 года совокупная прибыль отрасли превысила совокупные убытки почти на 1,5 млрд рублей, доля прибыли предприятий в общем числе составила 51,4% против 47,4% за аналогичный период прошлого года.
В сложившихся благоприятных условиях для отечественной отрасли справедливо было бы ожидать подъема инвестиционной активности. Ожидания эти в определенной мере оправдываются. Общий объем финансовых вложений организаций и предприятий в легкую промышленность (без субъектов малого предпринимательства) за январь-июнь превысил прошлогодний уровень в 2,2 раза.

Если бы инвестиционный климат в нашей стране был более благоприятным, объемы инвестиционных поступлений могли быть и выше. При существующих правовых и экономических условиях легкая промышленность мало привлекательна для инвесторов, так как не может обеспечить быстрой, высокой и главное - гарантированной отдачи вложенных средств. Поэтому инвестиции в отрасль по-прежнему незначительны и остаются одними из самых низких в промышленности.
К сожалению, на это накладывается и достаточно низкая привлекательность сибирских регионов для инвесторов:

• Новосибирск = 2В (средний потенциал, умеренный риск);
• Томск, Барнаул = ЗВ (пониженный потенциал, умеренный риск);
• Омск = ЗС1 (пониженный потенциал, высокий риск);
• Красноярск = 1С (высокий потенциал, высокий риск).

Спрос на изделия легкой промышленности остается высоким даже при ограниченной платежеспособности основной массы населения. Ограниченность эта вынужденная и диктуется крайне медленным ростом реальных доходов населения. Все еще неустойчивый характер носит тенденция роста выпуска продукции: при увеличении производства на одних предприятиях происходит падение выпуска на других:
Негативным моментом является быстрое подорожание отечественных товаров, на долю которых теперь приходится уже более половины товарного предложения. За девять месяцев отечественные изделия выросли в цене на 21 %, импортные - на 18%.

Несколько слов о российском рынке. Покупателю все равно, где произведена продукция, которая ему понравилась. Если призыв: «Покупайте российское!» не будет подкреплен соответствующими действиями производителей, он так и останется лозунгом.

На российском рынке операторов не убавилось. Это, во-первых, поставщики дешевых товаров из Турции, Китая и стран Юго-Восточной Азии. Во-вторых, белорусские, украинские и прибалтийские поставщики, уже считающие российский рынок своим. В-третьих, западные и японские компании, завоевывающие рынок с помощью создания совместных предприятий, а также портфельных и прямых инвестиций.

Первые две категории операторов - прямые конкуренты. Те из них, кто выигрывает на нашем поле за счет более низкой цены, могут быть вытеснены только при оптимизации соотношения цена-качество. Последний вид завоевания рынка «чужаками» наиболее приемлем, так как позволяет поднимать легкую промышленность на качественно более высоком уровне.

Покупателям нужны товары разного уровня качества. Да, тем 10% богатых людей, на долю которых приходится 35,5% всех доходов населения России, нужны модные изделия престижных западных фирм. Такие изделия наша промышленность пока еще выпускать не может, и пусть их завозят из Италии, Франции, Германии и других стран. Основная масса населения с доходами ниже прожиточного минимума покупает изделия, привезенные из Китая, стран Юго-Восточной Азии, Турции. С ними может конкурировать отечественная продукция - по уровню качества и особенно добротности. Но когда продукция одинакового качества занимает на рынке одну нишу, то побеждает тот изготовитель, который имеет более низкие затраты и цены. И вот здесь-то наши предприятия неконкурентоспособны как из-за внешних, так и из-за внутренних факторов. Это и значительные расходы на содержание жилья и объектов социальной сферы, и хронический недостаток оборотных средств, и недоступность дешевых кредитных ресурсов.
Производить замену оборудования и тем самым снижать затраты и повышать качество продукции нам не позволяют высокие ставки за кредит. Иностранные же фирмы всегда могут получить оборудование по лизингу под небольшие проценты.

Для каждого предприятия стала актуальной проблема материально-технического снабжения и сбыта продукции, включая поиск продавца и покупателя, транспортирование и хранение товара.
В целом по промышленности процент изношенности основных фондов составляет 52,1, более 62% эксплуатируемого оборудования имеют возраст 10-20 лет, не увеличивается доля оборудования со сроком эксплуатации менее 5 лет. На физически и морально устаревшем оборудовании невозможно осваивать передовые технологии по выпуску конкурентоспособной продукции. За последние пять лет основные производственные фонды почти не обновлялись - из-за тяжелого налогового бремени, содержания объектов соцкультбыта и отсутствия оборотных средств.
Что сегодня можно сделать для возрождения отечественной легкой промышленности? На федеральном уровне необходимо:

1) определить стратегические приоритеты развития текстильной и легкой промышленности на ближайшие 3-5 лет. Сформировать нормативную законодательную базу для создания режима наибольшего благоприятствования промышленности и предпринимательству, снятия административных барьеров. Максимально упростить процедуру организации нового производства;
средства, направленные на техническое переоснащение производства, освободить от
2) налогообложения без учета начисленной амортизации;
3) освободить от таможенных пошлин импортируемое оборудование, не производимое в России, а также сырье и комплектующие, необходимые для производства ТНП. На региональном уровне:
4) зачесть оплаченные налоги через проблемные банки на дату платежа, а не дату решения территориальной комиссии (областная ГНИ);
5) для размещения территориального и муниципального заказов на продукцию предприятий легкой промышленности проводить ярмарки, представляющие две стороны: соответствующие департаменты города и области и потенциальных изготовителей. Обеспечить прозрачность, простоту размещения и доступность территориального и муниципального заказа на продукцию предприятий легкой промышленности;
6) продолжить работу по развитию активных экономических связей предприятий Сибири и российского Севера и созданию торговых представительств Новосибирского дома промышленности в сибирских регионах;
7) в целях повышения заинтересованности местной торговли брать на реализацию ТНП регионального производства - снизить ставку налога с продаж на эти товары на 1%;
8) обеспечить окончательную передачу объектов жилья и социальной сферы на баланс местных органов без дополнительных для предприятий обременяющих условий. Уменьшить налоговые платежи на сумму затрат, понесенных предприятиями в 2001 году на содержание объектов жилья и социальной сферы;
6) для формирования общественного мнения, повышения престижа отечественных промышленных предприятий и привлекательности базовых рабочих профессий предусмотреть в региональных изданиях, на радио и телевидении ведение регулярных рубрик «Покупайте российские товары»;
7) вывести из «тени» фирмы-производители, ведущие недобросовестную конкуренцию путем уклонения от налогов, подпольного производства.

Но самое главное и интересное - внутрифирменная работа организации, которая осуществляется в соответствии со стратегическими целями развития компании. Это следующие области:

• организация предприятия;
• развитие рынков и объемов продаж;
• развитие производственных мощностей;
• производительность;
• повышение качества продукции;
• финансовые ресурсы;
• внедрение новой техники и технологий;
• развитие человеческих ресурсов;
• повышение социальной ответственности.

Остановимся на наиболее важных аспектах.

Организация предприятия. В потенциально проигрышном положении до сих пор находятся компании, преобразованные из старых советских предприятий. Как правило, они занимаются 4,5 видами деятельности: аренда, производство, торговля, технологический сервис, общепит. И если предприятия, находящиеся в центре крупных городов, еще не испытали в полной мере последствий затягивания процесса реструктуризации, то периферийные прекрасно поняли, что лишние звенья и площади опасны для здоровья рыночной компании.

И здесь есть выход - интеграция усилий предприятий по созданию на базе крупных цехов специализированных сервисных фирм: по изготовлению оснастки, ремонту оборудования, проектированию, лизинговые и прочие услуги.
Развитие рынков и объемов продаж. У нас есть примеры удачного сотрудничества в использовании фирменной сети для торговли продукцией наших предприятий, в совместном проведении ярмарочной деятельности.
Мне представляется непростительным промедление в создании единого регионального брэнда для продвижения товаров на рынки Сибири и России. Нужно объективно оценивать, что финансовые возможности компаний явно недостаточны. Производства основной массы предприятий находятся в пределах от 0,5 млн долларов до 10 млн долларов. Продвижение под единой маркой раздвинет рынок продукции в оптимальном соотношении цена-качество. Не первый год обсуждается вопрос о создании оптовой торговой компании. Главный барьер на пути ее организации -высокая стоимость нашей продукции.

Развитие человеческих ресурсов. В ближайшее время мы рассмотрим комплексную программу по подготовке и переподготовке кадров - рабочих, специалистов, управляющих. Это также обширное поле для совместной деятельности.
Сейчас стало выгодным импортозамещающее производство, у которого в России сохранился значительный потенциал роста. В легкой промышленности он достигает 30%. Но если не принимать мер по поддержке товаропроизводителей, этот потенциал исчерпает себя уже к концу 2001 года.

Для решения этих задач необходимо создать областной постоянно действующий экспертный совет по вопросам развития текстильной и легкой промышленности с привлечением всех заинтересованных сторон. Успех дела - в наших руках.
 
 
Россия, г.Новосибирск, 1-я Ельцовка, 1
тел./факс (383) 225-28-60
info@ambridge.ru
© 2005-2010 ЗАО «Сибирская кожгалантерея»
Разработка и поддержка сайта — nopafos